В наш проект Инклюзивный Дозор часто поступают обращения от родителей детей с особенностями развития с просьбой в получении разъяснений компетентных государственных органов по поводу сопровождения детей.
Первый спорный вопрос, который часто возникает в ходе ПМПК — это вопрос о том, с какими именно аутистическими нарушениями можно просить сопровождение в саду или школе. Как известно, письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2016 №14-03-15/2620/рс предоставляет право цкроирам в ходе ПМПК выделять персональное сопровождение детям с аутистическими нарушениями в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования. Однако непонятно, что следует при этом понимать под аутистическими нарушениями.
Наибольшие споры между родителями и специалистами ПМПК вызывает вопрос о том, относятся ли к таким нарушениям выставленные ребёнку диагнозы, не имеющие в названии слово «аутизм», в частности F84.8 — Другие общие расстройства развития, F84.9 — Общее расстройство развития неуточненное. Все эти диагнозы согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) входят в одну группу F84 «Общие расстройства психологического развития» наряду с F84.0 — детским аутизмом, F84.1 — атипичным аутизмом, F84.5 — синдромом Аспергера.
Второй спорный вопрос — может ли ребенок с диагнозом аутизм при обучении по общеобразовательной программе в школе претендовать на выделение сопровождения.
Именно поэтому, в конце апреля Левания обратилась в Министерство образования Республики Беларусь с просьбой официально разъяснить эти вопросы.