Инклюзивный Сервис

(на всякий случай, этот проект завершился в 2016)

Друзья,

Центр «Левания» приглашает вас к участию в проекте «Инклюзивный сервис».

Целью проекта является создание и внедрение реально действующей образовательной модели, базовым качеством которой является инклюзивность в широком понимании этого слова.

Речь идет о создании ситуации, при которой в процесс обучения со сверстниками может быть включен ребенок с любыми особенностями психофизического развития, а также ребенок с культурными, этническими, языковыми и любыми другими особенностями. Модель ориентируется на включение даже самых для школы детей — с  расстройствами аутистического спектра, которые на сегодняшний день в большинстве своем остаются за пределами общего образования.

Принцип инклюзии основывается на понимании и принятии того, что все дети разные, и у каждого ребенка есть свои потребности и особенности, а задачей школы становится организация гибкой, адаптивной образовательной среды, которая может отвечать потребностям всех детей, обучающихся в данной школе.

Таким образом, принятие принципа инклюзивности ведет к созданию таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития ребенка, его социальной адаптации и включению в общество, к развитию толерантности, взаимоуважения.

Во всем мире происходит постепенный переход к модели инклюзивного образования (вот пример наших коллег из Москвы). Мы рассчитываем, что наш проект поможет расширить понимание обществом сути инклюзивного образования, его ценностей и принципов, и позволит снизить настороженность к новым инклюзивным моделям.

Содержание проекта

Основными направлениями работы являются:

  1. Создание и реализация модели инклюзивного образования на базе общеобразовательной средней школы (внедрение инклюзивного сервиса «под ключ» и его сопровождение).

  2. Консультационный и обучающий сервис для родителей, тьюторов, а также педагогов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов учреждений образования, заинтересованных в организации своей деятельности на основе принципа инклюзивности.

Создание и реализация инклюзивного сервиса включает:

  • Исследование и оценку текущего состояния учреждений общего среднего образования (безбарьерная среда, категории детей с особыми образовательными потребностями, компетенции педагогического состава, структура и качество менеджмента образовательного процесса). Подготовка плана реализации.
  • Комплексное обучение персонала школы: тьютор (сопровождающий ребенка), участников группы сопровождения практики инклюзивного образования (учитель-дефектолог, учитель ресурсной зоны, педагог-психолог), учитель класса, учителя-предметники, администрация школы. Содержание обучения – подходы, методы, методики, техники включения и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.
  • Подготовка родительского сообщества и детей класса к принятию детей с ОПФР.
  • Создание инфраструктуры учреждения образования – безбарьерной и адаптивной образовательной среды (ресурсный класс или ресурсная зона)
  • Внедрение модели инклюзивного образования и ее сопровождение (внешняя супервизия).
  • Разработка и внедрение системы мониторинга образовательных результатов всех детей школы, и определение результативности предложенной модели.
  • Популяризация результатов, данных мониторинга и оценки, методик и подходов. Организация публичных мероприятий по обсуждению вопросов инклюзии в образовании и распространению опыта на другие школы и регионы.

Распространение опыта предполагает организацию обучения и консультирования педагогов других школ, что позволит:

  • создать основу для формирования профессионального сообщества педагогов инклюзивного образования;
  • сформировать понимание реальных преимуществ и возможностей инклюзивного образования;
  • определить эффективность предлагаемой модели для всех участников.

Мы считаем, что участие обычных школ в проекте на уровне консультаций и обучения, создания «ядра» единомышленников внутри профессионального педагогического сообщества, а также открытость и понятность практических процессов внутри пилотного проекта — в ближайшем будущем станет основой для построения аналогичных моделей на базе общеобразовательных школ уже с активным участием властей и педагогов с одной стороны и родительским сообществом с другой.

Таким образом, мы приглашаем к участию в проекте:

  • команды школ, иных учреждений образования
  • специалистов
  • тьюторов
  • родителей

Участие в проекте — бесплатное.

Программы для специалистов и родителей охватывают следующие темы: принципы инклюзивного образования, организационные,  юридические аспекты инклюзивного образования в учреждении общего среднего образования, сенсорная интеграция, особенности психолого-педагогической диагностики ребенка, стратегии преодоления трудностей в обучении, основы прикладного анализа поведения, адаптация образовательной среды с учетом образовательных потребностей ребенка с ОПФР, построение индивидуальных образовательных программ на основе анализа компетенций и когнитивных особенностей, построение взаимодействия участников группы сопровождения, формы вовлечения и участия семей.

Лекторы и ведущие практики – команда белорусских высококвалифицированных специалистов, владеющих не только базой профессиональных знаний и большим практическим опытом, но и эффективными методиками в сфере реабилитации, образования детей с ОПФР, психологической адаптации, а также опытом преподавания.

Первый блок занятий для тьюторов и родителей начинается в июле.

Второй блок занятий будет проводиться с сентября по ноябрь, 2-3 раза в неделю (в форме очных занятий и дистанционных (вебинаров).

Содержание курса, а также список преподавателей будет опубликован в ближайшее время.

анкета для команд

 

анкета для специалистов

 

анкета для тьюторов и родителей

 

Если у вас возникли вопросы, комментарии или предложения, их можно отправить тут.