Отчет о первом цикле лекций проекта «Инклюзивный сервис»

При поддержке шведской организации Форум СЮД c 11 по 23 июля 2016 года в Минске, в бизнес-центре «Имагуру», прошел первый цикл лекций проекта «Инклюзивный сервис», посвященного вопросам инклюзии в образовании. Данный цикл был разработан для родителей детей с особенностями развития, а также тьюторов, сопровождающих детей в образовательном процессе.

За 12 дней было проведено более 100 академических часов лекций и практических занятий, на которых был рассмотрен широкий спектр актуальных вопросов. Слушатели курса узнали о необходимых мерах поддерж13700182_303356373388325_758299339634369177_nки здоровья ребенка с особенностями развития, о пользе адаптивной физкультуры для детей с особенностями развития, роли и ответственности родителей в процессе развития способностей ребенка. Целый день был посвящен изучению нейропсихологических механизмов нарушений в развитии ребёнка, а также нейропсихологических методов в коррекционной работе.

Кроме того, на занятиях были рассмотрены механизмы и инструменты создания инклюзивного образовательного пространства — в частности, назначение и работа ресурсного класса, , диагностика и разработка индивидуальной программы обучения ребёнка, принцип использования потенциала зоны ближайшего развития ребенка, индивидуальное сопровождение ребенка с особенностями в инклюзивном образовательном пространстве. На занятиях, посвященных методам альтернативной коммуникации, слушатели не только получили актуальную теоретическую информацию, но и потренировались применять полученные знания во время практических занятий.

Все занятия проводились высококвалифицированными, и что важно — практикующими специалистами, с которыми слушатели вели активный диалог и получали ответы на важные для них вопросы.

Каждый из 12 дней курса на занятиях присутствовало около 100 слушателей, причем не только из Минска — к нам приехали родители и специалисты из Жодино, Бобруйска, Орши, Бреста, Слуцка, Витебска, Гомеля, Борисова, Пинска, Кричева.

Мы рады, что курс вызвал такой неподдельный интерес, а отзывы слушателей показывают, что темы инклюзии действительно актуальны и требуют дальнейшего глубокого и систематического освещения.

Несколько отзывов наших участников:

«… очень познавательно. Услышанное и увиденное превзошло все ожидания. Каждая минута проведённая со специалистами несла в себе не только информацию, но и заряд жизненных сил. Оказывается с такими детьми можно работать и нужно и главное показали как. Я даже больше скажу, во мне произошла какая-то перемена, тумблер переключился на рабочий режим с режима самоуничтожения.»

«Ещё впереди лекции, темы которых мне очень интересны — но я уже сегодня могу сказать, что ваш курс стал для меня этапным. Я уже идя к вам, знала, что так будет, что для меня это важный шаг, что узнаю и пойму для себя много важного. А сегодня у меня ощущение вырастающих крыльев — причём не кисейно-эмоциональных, а очень сильных и уверенных крыльев, на которых и себя, и ещё кого-то могу поднимать ввысь. Кого-то, кто в этом нуждается. Спасибо. Просто такое скупое проникновенное спасибо.»

«Курс лекций — да, понравился очень! По поводу ожиданий… на этапе полного эмоционального истощения, участие в данном проекте (новые знания, знакомства и общение) стало для меня огромным ресурсом, который помог мне выйти из состояния «мама на нуле», и снова поверить в себя и своего ребенка.»

«Любой ребенок, независимо от его особенностей развития, имеет право на качественное образование. Родитель для ребенка самый лучший и единственный адвокат. Отношения с руководством сада (школы) стараться выстраивать по принципу «Давайте сотрудничать!». Ребенок с особенностями — не опекаемый, он активный и многое может; и задача взрослых — помочь ребенку себя реализовать.»

«У меня сложилось впечатление, что большинство тем были раскрыты лучшими в своей области специалистами страны. Далее, как мне кажется, можно пожелать только возможности у них консультироваться.»

«Курс здоровский!! Последние несколько лет моей жизни проходили под сбором информации об аутизме, сенсорной интеграции, АВА, инклюзии. В разных странах, за огромные деньги. В данном курсе все сложено воедино, все части пазлов собраны и представлена общая картинка, все возможные направления и методы коррекции. Я горда, что в нашей стране начали проводить подобные семинары, появляются специалисты, информацию можно получить у специалистов своей страны, что есть небезразличные люди, готовые делится опытом и знаниями, которые стоят не малых средств и усилий! Спасибо вам за возможность почувствовать себя полноправным участником данного курса, за правильный ориентир, за вашу самоотдачу. Нам остается слушать, принимать и применять в жизни. Путь к инклюзии — это путь к изменению сознания людей: взрослых и детей, мира в лучшую сторону ( который порой бывает очень жесток по отношению к особенным детям и задвигая их на задний план, преграждает путь становления их как личностей). Спасибо всем, кто организовывал, воплощал в жизнь и терпеливо разжевывал информацию!  Необходимо запустить курс по обучению наших специалистов в нашей стране на базе белуниверситетов.»