Первомайский ЦКРОиР обратился в Центр «Левания» с запросом о проведении обучающего семинара по вопросам инклюзии в образовании. Мы откликнулись, уточнили запрос и ожидания, согласовали программу и, в итоге, 21 ноября на территории центра провели мероприятие. Среди 30-ти участников были представители администраций и специалисты районных учреждений образования. В качестве экспертов на семинаре выступили Вера Хитрюк (директор Института инклюзивного образования БГПУ им.М.Танка) и Инга Дубинина (директор Центра «Левания»).
На семинаре были рассмотрены вопросы инклюзивного образования как процесса развития общего среднего образования, а также степень готовности белорусских учреждений работать в условиях инклюзии.
Эксперты познакомили участников с международными нормами и основаниями инклюзивного образования, а также с действующими национальными нормативными документами. Также была рассмотрена система ролей участников инклюзивного образовательного процесса и способы реализации подобной модели в общеобразовательной школе.
Инга Дубинина рассказала о действующем проекте «Инклюзивный сервис», в рамках которого реализуется комплексная модель инклюзивного класса в условиях минской общеобразовательной школы. Были подробно освещены этапы проекта от замысла к реализации, а также представлены данные мониторинга и оценки, полученные результаты, трудности и дальнейшие шаги. Также Инга затронула проблему подготовки команд (педагог, психолог, дефектолог, тьютор, супервизор, родители) для продуктивной работы в инклюзивной среде и обеспечения индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями. Часть времени была посвящена множеству вопросов, комментариев и дискуссии.
Основной вывод, которые уже сейчас можно сделать — без согласованной командной работы всех участников образовательного процесса, а также их оснащения современными инструментами и методиками, работа школы в данном направлении не имеет шансов быть успешной.
Мировая практика показывает, что при условии заинтересованности и квалифицированной поддержке, инклюзивное образование представляет собой форму наиболее качественного образования для всех учащихся.