годовой отчет за 2016-2017

Второй годовой отчет центра Левания

за период 2016 – середина 2017

Оформив первый годовой отчет в конце 2015, мы провели цикл открытых планерок и обсуждений с партнерами, коллегами, представителями целевых групп.  В итоге сформировали план деятельности на следующий цикл, который по своему объему никак не влезал в рамки одного года, поэтому пришлось его расширить до полутора. Как раз в июне завершили. Пора подводить итоги и двигаться дальше.

Итак, на период  с января 2016 по июнь 2017 года мы определили несколько стратегических приоритетов деятельности. Давайте посмотрим, что из всего это получилось.

Стратегический приоритет №1: Разработка, продвижение и поддержка инклюзивных практик в образовательных учреждениях.

Задача: сборка инклюзивного образовательного сервиса и запуск экспериментальных пилотных площадок, на которых реализуется комплексный, основанный на правах подход к обучению и образованию в наиболее современных формах. Предоставление полного комплекса услуг по консультированию и разворачиванию инклюзивной образовательной среды по заказу любого уровня (муниципальный, местное сообщество, конкретное учреждение: школа, ВУЗ, кружок, театр, спортивная секция и пр.)

В апреле-декабре 2016 года мы реализовали проект «Инклюзивный сервис». Это вообще был наш флагманский проект, мы сильно на нем выросли, в ширину и глубину, обросли прекрасными коллегами и партнерами, уникальным опытом и пока с трудом транслируемым пониманием.  Мы решали проблему отсутствия в Беларуси комплексного, целостного, реализуемого на практике подхода к инклюзивному образованию как услуги, которую можно заказать и предоставить.

Проект шел в двух слоях: проектирование под ключ и реализация модели инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы г. Минска и проведение комплексного переобучения всего персонала и других вовлеченных лиц: родителей, тьюторов, педагогов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и пр.

В цифрах это примерно так: более 200 человек из 13 городов Беларуси прошли профессионально разработанный почти академический курс лекций и практических занятий. С некоторыми купюрами и монтажом лекции в открытом доступе на нашем канале. Там много всего разного: о принципах, организационных, юридических аспектах инклюзивного образования, подходах, методах, методиках, техниках включения и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, формах вовлечения и участия семей.

Курс состоял из 2 блоков: первый – для родителей и тьюторов, второй – для специалистов: педагогов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. На каждом из этапов обучалось более 100 человек.

В сухом остатке результатов курса главным для нас стало то, что примерно 35 детей с инвалидностью и особенностями развития впервые пошли в школы: родители послушали наших экспертов, подыскали тьюторов, сформулировали свой запрос и, опираясь на права, добились принятия детей в школы. Многие администрации учреждений образования, не имея оснований игнорировать такой резко возросший запрос, пошли навстречу родителям и создали в подведомственных учреждениях минимальные условия, необходимые для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Мы получили много отзывов и от специалистов, которые признали, что по-иному посмотрели на возможности и способности детей с особенностями, на их обучение, в том числе совместное. Многие отметили, что обучение на нашем курсе открыло для них новое поле знаний о техниках и методиках, которые они будут и далее изучать и применять в своей практике.

Вторым важным эффектом стала фактическая демонстрация того, что в принципе такая деятельность как услуга возможна и вполне осуществима. После обучающего сервиса поступили запросы на проведение семинаров от различных учреждений образования. И в декабре 2016 мы выступили на республиканском учебно-методическом объединении «Современные технологии и методики воспитания в условиях инклюзивного образования», а также на семинаре по вопросам инклюзии в образовании, который проводился для представителей учреждений образования. Мы хотим верить, что это начало зарождения рынка комплексных образовательных услуг.

К сожалению, основные существующие барьеры как обычно размещаются в самих людях. В силу жестких стереотипов, закрепленных давно устаревшим образованием, у нас почти не получается  нормально вовлекать общих учителей в построение инклюзивного образовательного процесса. Со страхами и ложными представлениями родителей мы неплохо научились справляться. Этот же набор стереотипов, но на уровне министерства образования продолжает поддерживать и защищать все то, что уже давно не работает.

Важным для нас результатом проекта стало укрепление сотрудничества с Институтом инклюзивного образования (на базе и при активной поддержке которого проходил второй блок обучающего сервиса). У нас прекрасные совместные планы по разработке обучающих программ для специалистов образования, содержащих современные знания о методиках и подходах в инклюзивном образовании.

 Попробовали поработать в формате online-TV, но отклик получился небольшим, продолжать не стали.

Стратегический приоритет №2 Создание центра компетенций и обмена опытом по вопросам содержания образования, его современных форм и подходов. Продвижение практик внимательности и осознанности для детей, преподавателей и родителей.

Задача: запуск образовательного хаба, направленного на изучение и реализацию инновативных подходов и моделей в образовании. Интеграция в международные проекты и сети обмена опытом. Реализация проектов по внедрению практик внимательности и осознанности.

Проблема, которую мы решали в этом направлении состоит в том, что инклюзивную составляющую мы вполне успешно обеспечиваем (наверное пока лучше всех в стране), но при этом нормальных —  здоровых, осмысленных и современных образовательных процессов толком нигде не обнаруживаем. Даже частные школы и инициативы неформального сектора держат только определенные части, кусочки пазла, которые не складываются хотя бы в минимально удовлетворяющую нашим критериям целостную сборку. Поэтому пришлось думать свою школу, в прямом смысле.

Объем коммуникации и поездок по этому вопросу потребовал львиной части времени и ресурсов в 2016, а в 2017 только сильнее вырос и занял почти все доступные ресурсы.  С зимы 2017 это направление начало оформляться в проект КомКон III. В рамках которого мы провели ряд образовательных мероприятий. Включились в международные сетевые образовательные проекты Protopia Labs и Метаверситета. Лекции и выступления можно найти на канале проекта.

Мы пока не можем сказать, что решили поставленную задачу. Зато вышли на ряд совершенно роскошных вызовов и проблем, наполняющих нас великим энтузиазмом.

Стратегический приоритет №3 Лоббирование инклюзивной повестки в национальном законодательстве и общественных практиках.

Задача: внесение вклада в работу по гармонизации национального законодательства в соответствии с основанными на правах нормами и практиками.

На этом уровне мы работали с повесткой инклюзивного образования в свете международного права, в частности – Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью (которую Беларусь подписала в сентябре 2015, и ратифицировала осенью 2016 года).

Весной 2016 года мы провели мониторинг законодательства и политики в области образования на предмет соответствия существующих правовых норм и практики их применения международным нормам и обязательствам Беларуси, выявили факты нарушения прав и интересов детей с особенностями развития при получении образования.

Результатом стал наш первый мониторинговый отчет.  Материалы отчета затем в адаптированном виде вошли в Нулевой отчет для Комитета ООН о правах людей с инвалидностью по ситуации в Республике Беларусь. Отчет был подготовлен по инициативе Офиса по правам людей с инвалидностью коалицией общественных организаций  и публично представлен в мае 2016 на презентации в рамках недели доступности.

Изучив рекомендации международных организаций, а также мировую практику организации инклюзивного образовательного процесса, летом 2016 мы подготовили пособие — Инструмент оценки инклюзивности, который применяли при разработке и реализации образовательной модели в рамках проекта «Инклюзивный сервис».

В феврале 2017 было короткое окно, когда Министерство Образования принимало предложения к готовящейся новой редакции Кодекса об Образовании. Мы не могли остаться в стороне и выкатили свои замечания и предложения. Как именно с ними обошлись в парламенте и министерстве можно догадаться без дополнительных пояснений.

В какой-то момент, начав разбираться с сопротивлением инклюзии на уровне школ и учителей, мы вышли на тему с финансированием системы образования в принципе. Наше разбирательство в итоге вылилось в аналитический обзор Модели и политика финансирования инклюзивного образования. Там удивительные и, местами, совершенно замечательные открытия. К сожалению, в худшем смысле замечательные.

Мы вошли в состав рабочей группы организаций гражданского общества, вовлеченных в разные аспекты защиты прав ребенка. Группа работает при административной поддержке ЮНИСЕФ. Ни договориться, ни согласовать планы и деятельность нам не удалось, и мы вскоре оттуда вышли.

Продолжаем работу по конвенции ООН о правах ребенка. Осенью подходит срок национального отчета, и мы готовим материалы для альтернативного доклада.

Стратегический приоритет № 4 Распространение наиболее передовых и эффективных методов реабилитации и обучения детей с неврологическими отклонениями, поддержка семей.

Задача: Развитие и продвижение проектов MoveTeam, FreeDom. Запуск родительского клуба.

Мы нежно любим это направление, у нас на него меньше всего времени и ресурсов, но при этом это отдушина наших самых ощутимых и видимых результатов.

Наш флагманский проект в этой ветке — MoveTeam. Это проект, объединяющий зимние и летние виды спорта, эффективные для реабилитации и социальной интеграции детей с врожденными и приобретенными ограничениями здоровья. Зимой дети занимаются на лыжах и в бассейне, летом это занятия на роликах, батуте, турнике и в бассейне. Также с весны 2017 года шеф-тренер проекта запустила новое направление – йога в воздухе. Изначально в проекте вели работу 2 тренера. К зиме 2016-17 команда обучила отдельно дополнительного тренера по лыжам, отдельного тренера по плаванию и смогла увеличить одновременное количество детей в проекте до 30.

В 2016 нам впервые удалось найти поддержку у местного бизнеса, и мы реализовали давно вынашиваемую идею того, как расшить узкие места в текущей версии МувТима. В итоге подпроект получил название MegaStart и успешно прошел на рубеже зимы-весны 2017.  Мы приглашали спортивных тренеров и всех желающих попробовать себя в роли инструктора MoveTeam, примерить компетентностные требования, риски и сложности. В результате из почти 60 слушателей до конца курса добрались 10 участников. Там был недельный теоретический блок и недельная практика на горе, с детьми и в общем, в полных боевых условиях. Вот репортаж с картинками. Есть предварительная договоренность и обученные тренеры, чтобы зимой 2018 открыть направление катания на лыжах детей с инвалидностью в Логойске.

Еще мы вкладываемся в реабилитацию по направлению остеопатии. С февраля по апрель 2016 года специалисты Минска проводили сеансы остеопатии для детей с особенностями развития.  Это была тестовая версия проекта FreeDom. Но по итогу в устойчивую деятельность этот проект вывести нам не удалось.

Зато в декабре 2017 мы привезли из Москвы абсолютно гениального мастера, которая на протяжении 10 дней работала с детьми и родителями, а потом приехала повторно уже весной.

С октября 2016 года начала работу группа психологической поддержки для родителей детей с особенностями развития. Работа группы направлена на поиск ресурсов – собственных и извне, на расширение своих возможностей через телесно-ориентированные упражнения, арт-терапевтические техники, собственно групповую терапию и индивидуальную проработку по запросу участников. У нас в этом месте масса вопросов и сложностей и, к сожалению, времени на них совсем не остается.

Рефлексия и завершение этого цикла работы у нас вынужденно размазалась по всему лету. Зато зимой мы выбрались в ритритный центр и спроектировали образ центра Левания с горизонтом в 15 лет. Во второй половине августа мы проведем ряд открытых проектирований и планерок, они традиционно открыты для всех желающих. Если вы вам интересно попробовать работать с нами – приходите!

Ваш центр Левания