Разбираемся с процедурой ПМПК

В данной статье мы обобщили информацию о такой процедуре системы специального образования как психолого-медико-педагогическое обследование, которое проходят дети с особенностями психофизического развития для определения образовательного маршрута. Текст статьи составлен на основании нормативных правовых документов Беларуси, правоприменительной практики, в том числе реального опыта родителей, а также комментариев и советов специалистов и юристов. Мы надеемся, что данная статья позволит родителям детей с особенностями развития лучше понять процедуру психолого-медико-педагогического обследования и поможет им увереннее представлять интересы их детей.


Организация ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создается в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития. Целью диагностической деятельности является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования.

То есть основная функция ПМПК – определение образовательного маршрута ребенка.

Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь  по вопросам организации ПМПК:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании (Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации)
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»

В своей деятельности ПМПК в соответствии с законодательством должны руководствоваться принципами приоритета интересов ребенка, гуманного отношения к ребенку, объективности, качественного анализа, доступности методик обследования, конфиденциальности.

Принцип приоритета интересов ребенка закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 1990 г.), согласно которой во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункты 1 и 2 статьи 3)

 

(из Решения Конституционного суда Республики Беларусь № Р-1083 от 29.12.2016)

ПМПК осуществляет с согласия и в присутствии законного представителя психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития по инициативе законного представителя, учреждения социального обслуживания, учреждения образования, учреждения здравоохранения.

ПМПК позволяет своевременно выявить потребности детей в специальном образовании, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.

При этом члены ПМПК делают заключение о необходимости создания специальных условий получения образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. То есть программа и форма получения образования определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей).

Представленное законными представителями детей заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти Республики Беларусь, осуществляющими государственное управление в сфере образования, образовательными организациями  условий для обучения и воспитания детей.


Какие документы необходимо подготовить к ПМПК?

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы (в соответствии с Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации):

  • подробная выписка из истории развития ребенка;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок (данные о ребенке, продолжительность его обучения в учреждении образования, анализ развития познавательной сферы, мероприятия, проведенные в целях интеллектуального развития ребенка и его личностного роста, индивидуальная помощь);
  • результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы обучающегося.

Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения (проблемы), определить подбор максимального объема диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения, сформулировать рекомендации для родителей и специалистов.

Поэтому важно заранее начать сбор документов, получить наиболее полные характеристики необходимых специалистов, их мнения. Так, например, наличие в предоставляемых для ПМПК психолого-педагогических характеристиках, медицинских справках мнений специалистов о специальных условиях, которые необходимы ребенку, например, педагогическое сопровождение, адаптированная образовательная среда и т.п., позволяют членам комиссии наиболее полно определить специальные образовательные потребности ребенка и отразить это в своем заключении.


Прохождение комиссии

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.

В соответствии со ст. 34 Кодекса Республики Беларусь об Образовании, законные представители имеют право на:

  • защиту прав и законных интересов обучающихся;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
  • получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Соответственно, во время ПМПК законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:

  • получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
  • присутствовать при проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
  • обсуждать результаты обследования;
  • не согласиться с заключением, и инициировать проведение повторного обследования;
  • выбирать учреждение образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций ПМПК;
  • получать консультации по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

В состав комиссии должны входить следующие специалисты:

—           председатель ПМПК (директор ЦКРОиР)

—           учитель-дефектолог, логопед

—           педагог-психолог

В некоторых случаях в состав комиссии могут входить сурдопедагог, врач – психиатр и другие специалисты.

Построение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать различные нарушения. Например, текст Векслера малоинформативен в случае ребенка с аутизмом, поэтому специалисты ПМПК подбирают методики с учетом особенностей коммуникации, двигательных способностей ребенка.

Примеры заданий на ПМПК


Заключение ПМПК

Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами комиссии и оформляется по установленной законодательством форме. К протоколу прилагаются материалы и документы, предоставленные законным представителем ребенка (которые, соответственно, вносятся в протокол).

ПМПК после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение, которое содержит:

  • квалификацию физического и (или) психического нарушения (дает комплексную оценку имеющихся трудностей и потенциальных возможностей развития ребенка и служит для составления рекомендаций по определению программы обучения и специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития)
  • рекомендации об организации образовательного процесса, о коррекционной помощи ребенку с особенностями психофизического развития по форме, установленной законодательством.

Таким образом, в заключении содержатся:

♦ описание структуры и тяжести физического и (или) психического нарушения

♦ рекомендации по организации учебного процесса – а именно:

  • образовательная программа специального образования (программа первого отделения вспомогательной школы, программа второго отделения вспомогательной школы, программа специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, программы ЦКРОиР, программа специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении, программа специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения, программа специальных дошкольных учреждений),
  • форма получения образования — т.е. тип учреждения образования, в котором ребенку рекомендуется обучение: надомное обучение, ЦКРОиР, специальное учреждение образования, учреждение общего образования -специальная класс (группа), класс (группа ) интегрированного обучение и воспитания.

♦ рекомендации по созданию специальных условий для получения ребенком с ОПФР образования – например, создание адаптированной среды, индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение, занятия с дефектологом и т.п.

Ст. 14 Кодекса РБ Об образовании:

«Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования – обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды».

Пример заключения ПМПК:

На заключении ПМПК в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании ребенка и образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.

В случае несогласия с заключением ЦКРОиР, в котором обследовался ребенок, обследование может проводиться повторно в областном ЦКРОиР по заявлению и выбору законных представителей. Соответственно, заключение Минского городского ЦКРОиР может быть пересмотрено в Минском областном ЦКРОиР.

Заключение областного ЦКРОиР по результатам повторного обследования может быть обжаловано законными представителями в порядке, установленном законодательством – т.е. в судебном порядке.


Периодичность проведения ПМПК

Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раза в два года в следующих случаях:

  • при наличии у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения (имеющего статус ребёнка-инвалида);
  • при наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей.

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:

  1. переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
  2. принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  3. переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
  4. переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.

Рекомендации для родителей

Перед прохождением ПМПК важно понимать суть и нюансы этой процедуры, с тем, чтобы ее результаты в наибольшей степени отвечали интересам вашего ребенка.

Прежде всего, следует понимать, что ПМПК это экспертный орган, действия и решения которого по сути не прописаны нормативно (например, нет аналогов протоколов, которыми руководствуется МРЭК), а заключение ПМПК отражает мнение входящих в состав комиссии людей и во многом зависит от их квалификации.

ПМПК не выставляет диагнозы, а лишь дает свои рекомендации по образовательному маршруту ребенка. Кроме того, заключение ПМПК не является истиной в последней инстанции — это мнение специалистов, входящих в состав комиссии, и если вы не согласны с заключением своего районного ЦКРОиР, у вас есть законное право пройти повторное обследование в областном ЦКРОиР (а для Минска – в случае несогласия с Минским городским ЦКРОиР – обратиться в Минский областной ЦКРОиР). Далее вы можете обжаловать решение ПМПК в судебном порядке. Есть организации, которые оказывают помощь по сопровождению судебных процессов – например, Офис по правам людей с инвалидностью.

Само название психолого-медико-педагогическая комиссия подразумевает совместную работу психологов, медиков и педагогов, вынесение ими коллегиального решения. По факту процедура ПМПК состоит из 2 этапов — медицинского  и психолого-педагогического. Медицинская часть обследования завершается еще до вашего похода в ПМПК — ее результаты отражены в медицинских справках, диагнозах и заключениях, которые вы собираете. А на самом ПМПК, т.е. в ЦКРОиР, проходит психолого-педагогический этап обследования. Таким образом, эти этапы разведены во времени и специалисты фактически не взаимодействуют между собой. Как правило, именно медицинские документы определяют то, что будет записано в заключении ПМПК. Стоит учитывать этот момент, и уже при прохождении медицинского этапа обследования обращать внимание на формулировки справок и заключения медиков. Помните, что по Закону о здравоохранении вы в любой момент можете поменять врача.


Определите свою позицию в отношении образовательного маршрута для вашего ребенка ⇒

До ПМПК желательно определить свой запрос в отношении образовательного маршрута ребенка, с помощью консультаций независимых экспертов, специалистов, которые уже работают с ребенком, или самостоятельно. Для этого необходимо узнать, что предполагают разные образовательные программы, понимать, какая из них может подойти вашему ребенку, при создании каких специальных условий ребенок сможет успешно обучаться по этой программе.

Определите для себя следующие моменты:

-образовательная программа

-тип учреждения образования (надомное обучение, интеграция или специальное учреждение)

— условия, необходимые вашему ребенку для успешного освоения программы: педагогическое сопровождение (груповое или индивидуальное), адаптированная образовательная среда (методы альтернативной коммуникации, адаптированные материалы, ресурсная зона и т.п.), занятия со специалистом.

Если у ребенка выставлена легкая интеллектуальная недостаточность – скорее всего ПМПК предложит программу 1 отделения вспомогательной школы/ интеграцию с общеобразовательном учреждении, спецшколу, или надомное обучение (решение о надомном обучении принимается ВКК — врачебно-консультационной комиссией); умеренная интеллектуальная недостаточность — программу 2 отделения вспомогательной школы или программу ЦКРОиР/ специальную школу или надомное обучение; тяжелая интеллектуальная недостаточность — программу ЦКРОиР/надомное обучение или ЦКРОиР; если не выставлена интеллектуальная недостаточность — программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (если есть речевое нарушение), программу для детей с трудностями в обучении (если стоит задержка психического развития).

Обоснуйте свою позицию, ссылаясь на нормативные правовые акты, заключения и характеристики специалистов. Вы можете оформить этот запрос в письменном виде, и при необходимости — если не получится построить позитивный диалог с комиссией — приложить его к пакету документов, который вы подготовили для ПМПК (зарегистрировав его в канцелярии). Этот документ можно будет использовать при обосновании своего несогласия с заключением, в том числе в других инстанциях.


Перед ПМПК подготовьте все необходимые материалы и документы ⇒ 

Любой тест — это стресс для ребенка. Непривычная обстановка, незнакомые люди, не всегда располагающие к себе – это не те условия, при которых ребенок может показать свой лучший результат. Для качественной диагностики особенностей психофизического развития может понадобиться несколько дней и даже месяцев. Реальность же такова, что на ПМПК ребенка обследуют в среднем 20-25 минут. Поэтому не стоит нагнетать напряжение перед- и во время прохождения комиссии и накручивать себя и ребенка.

Лучше заранее подготовиться — собрать документы и материалы, которые могут отразить реальный уровень ребенка, его индивидуальные особенности и способности, его потенциал.

Ваш ребенок уже занимается со специалистами, в частном порядке или в государственных учреждениях. Попросите их консультацию, характеристику, письменное экспертное мнение, содержащее в том числе их мнение о необходимых условиях – сопровождение, адаптированная среда и т.п. Очевидно, что, например, логопед/ дефектолог/ психолог, который регулярно занимается с вашим ребенком имеет ценную информацию, которая может быть принята во внимание членами ПМПК. Также вы можете прийти на ПМПК со своим независимым экспертом. Это не запрещено законом, поэтому вы можете попробовать.

Кроме того, вы можете принести любые другие материалы, отражающие способности и уровень ребенка – например, видео с занятий со специалистами, это поможет вам чувствовать себя более устойчиво и уверенно.

Комиссия может принять какие-то из ваших материалов, какие-то — нет, тем не менее вы можете предложить их для рассмотрения.

Запись обо всех предоставленных документах вносится в протокол обследования ПМПК.


Во время ПМПК важно сохранять устойчивость и не поддаваться волнению и возможному давлению, а стараться разобраться в тех рекомендациях, которые вам предлагают ⇒

Родитель имеет право узнавать у ПМПК рекомендации и их последствия, получать информацию об альтернативах; более того, обоснование принятого ПМПК решения это обязанность и ответственность ПМПК. Если в устной форме вам отказываются давать разъяснения или говорят «так положено по закону» – в соответствии с Законом об «Обращениях граждан и юридических лиц» вы можете зарегистрировать в канцелярии свой письменный запрос (в том числе с просьбой указать, по какому именно закону что-либо положено или не положено). Вам обязаны предоставить ответ в течение 15 дней.

Таким образом, можно, а в некоторых случаях — нужно составлять письменные обращения с просьбой обосновать то или иное действие ПМПК, узнать другую важную информацию.


По поводу Теста Векслера ⇒

Этот тест – один из инструментов, с помощью которого может быть определено наличие умственного отставания. Один из, но –  не единственный и необязательный. В некоторых случаях он настолько неинформативен, что вообще не может использоваться.

Тест Векслера должны проводить высококвалифицированные специально обученные психологи, при этом в руководстве теста говорится, что по результатам можно делать   вывод об отсутствии интеллектуальной недостаточности, и требуется дополнительное углубленное обследование для выставления интеллектуальной недостаточности,  если коэффициент не соответствует норме.

Результаты теста Векслера могут быть нужны комиссии в случаях, когда выставлена интеллектуальная недостаточность. Одно время было много ошибок, когда неквалифицированные психиатры и районные комиссии путали педагогическую запущенность и нарушение интеллекта, что негативно влияло на развитие «диагностированных» детей.  Поэтому некоторые ПМПК требуют от специалистов, выставляющих умственное отставание, прилагать результаты Векслера. Сейчас же часто наблюдается искаженная логика: результаты теста Векслера используют как железный аргумент, который загоняет родителей и вынуждает их согласиться с диагнозом.

Обратите внимание, по законодательству результатов теста Векслера нет в перечне обязательных для ПМПК документов, а ПМПК не имеет права проводить тест Векслера, тем более без вашего согласия. Нередки случаи, когда родитель подписывает бумагу, в которой оказывается, что ребенок уже прошел тест Векслера. Это незаконно!


О заключении ПМПК ⇒

К сожалению, как уже было сказано, большинство ПМПК по-прежнему работают по медицинской модели – т.е. выносят свои заключения на основании диагнозов, обосновывая такое решение Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования».

В это же время следует иметь в виду, что с 2011 года произошли значительные изменения в государственной политике в области образования: была принята Концепция инклюзивного образования, была ратифицирована Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, был принят Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах людей с инвалидностью на 2017 — 2025 годы.

Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, ратифицированная Республикой Беларусь 18 октября 2016 года, является частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и имеет в нашей стране силу закона. И ее положения должны применяться и учитываться при разработке норм внутреннего законодательства.

(Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» Беларусь присоединилась к Конвенции, став 160-й страной-подписантом. 18 октября 2016 года Депутаты Палаты представителей Республики Беларусь ратифицировали Конвенцию о правах людей с инвалидностью.)

Являясь стороной Конвенции, Республика Беларусь признает право людей с инвалидностью на образование, основанное на принципах недискриминации и равенства возможностей. Более того, ратификация Конвенции, означает, что Беларусь официально приняла на себя обязательства, изложенные в данном международном документе.

Конвенция предусматривает, что при реализации права на образование государства-участники обеспечивают, чтобы дети с инвалидностью не исключались из системы образования, имели наравне с другими доступ к образованию, получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

Право на образование в контексте Конвенции подразумевает наличие доступа к высококачественному формальному и неформальному образованию без дискриминации и прогресс в деле его получения.

Право на недискриминацию включает в себя право не подвергаться сегрегации и право на то, чтобы быть обеспеченным разумным приспособлением, и оно должно пониматься в контексте обязанности обеспечивать доступную образовательную среду и разумное приспособление.

Министерство образования также считает, что нельзя опираться только на диагноз и шифр МКБ10 при определении образовательного маршрута.

Так, например, Офис по правам людей с инвалидностью по запросу родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом, обратился с обращением с Министерство образования с вопросом – по какой образовательной программе может обучаться их ребенок. Ниже приведен ответ:

Из данного ответа следует, что образовательная программа и учреждение образования не могут определяться лишь диагнозом – необходимо учитывать те дефициты и нарушения, которые проявлены у конкретного ребенка. С уверенностью можно говорить, что такой же подход должен применяться по отношению ко всем типам нарушений.

Поэтому вы можете использовать данный ответ Министерства Образования как аргумент при определении образовательной программы, если ПМПК ссылается на 128 Постановление.

О предоставлении педагогического сопровождения (или тьютора) ⇒

В соответствии с подпунктом с) пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах людей с инвалидностью государства-участники должны обеспечивать разумное приспособление, с тем чтобы отдельные учащиеся имели доступ к образованию наравне с другими. Под «разумностью» понимается результат контекстуальной проверки, связанной с анализом полезности и эффективности приспособления и ожидаемой цели противодействия дискриминации. Обязанность обеспечивать разумное приспособление подлежит выполнению с момента обращения с просьбой об обеспечении такого приспособления.

Стратегии, предусматривающие обязательство обеспечивать разумное приспособление, должны приниматься на национальном и местном уровнях, на уровне учебных заведений, а также на всех уровнях образования. Вопрос о том, в какой степени должно обеспечиваться разумное приспособление, следует рассматривать в свете общего обязательства в отношении создания инклюзивной системы образования при максимальном использовании существующих и освоении новых ресурсов. Ссылки на отсутствие ресурсов и наличие финансовых кризисов в качестве оправдания неспособности добиться прогресса в деле развития инклюзивного образования являются нарушением статьи 24.

Отказ в разумном приспособлении представляет собой дискриминацию, а обязанность обеспечивать разумное приспособление подлежит незамедлительному выполнению и не предполагает ее постепенное выполнение.

(Комитет ООН по правам людей с инвалидностью. Замечание общего порядка № 4 (2016) о праве на инклюзивное образование).

Таким образом, для эффективного включения детей с инвалидностью в общий образовательный процесс необходима организация их индивидуализированной поддержки, в том числе – посредством персонального, т.е. индивидуального, сопровождения специалистом, который организует условия для успешного включения ребенка с особенностями психофизического развития в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

В Беларуси на законодательном уровне обеспечивается возможность такого сопровождения.

С 2011 года в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» учащимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), незрячим учащимся в классах интегрированного обучения и воспитания дополнительными работниками учреждения общего среднего образования оказывается помощь в организации образовательного процесса. С этой целью в учреждении образования может быть введена должность «Помощник воспитателя». Введение штатной численности помощников воспитателей производится в индивидуальном порядке на основании подпункта 2.5 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» с учетом количества обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), незрячих учащихся, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащегося и т.д.

Далее, в 2016 года Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 были внесены изменения в раздел «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих», и квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» были изложены в новой редакции.

Так, были расширены должностные обязанности воспитателей дошкольного образования и воспитателей учреждений образования для работы как с группой обучающихся, так и с обучающимися с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении:

«ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Должностные обязанности. При работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении….»

«ВОСПИТАТЕЛЬ

Должностные обязанности. При работе с обучающимися с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении….»

Соответственно, в данном Постановлении речь идет о любом ребенке с ОПФР, которому в силу его особых потребностей необходимо такое сопровождение для обеспечения его права на получение образования. При этом целесообразность персонального сопровождения ребенка с ОПФР должна определяться специалистами ПМПК.

К сожалению, далее в тексте Постановления при детализации должностных обязанностей воспитателя дошкольного образования и воспитателя термин «сопровождаемый воспитанник» определяется наличием у ребенка аутистических нарушений: «…в рамках персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями (далее – «сопровождаемый воспитанник)», что позволяет и Министерству образования, и членам ПМПК сужать категорию детей, которым положено сопровождение до детей с аутистическими нарушениями. По сути такой подход является дискриминацией внутри категории детей с ОПФР, и с этим еще предстоит разбираться.

Тем не менее, родителям детей с РАС необходимо знать о праве своего ребенка на сопровождение, которое предоставляет данное Постановление:

Новая редакция должностных обязанностей вышеуказанных должностей позволяет обеспечить при необходимости сопровождение детей с аутистическими нарушениями в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования путем введения дополнительной штатной численности воспитателей дошкольного образования (воспитателей). Целесообразность персонального сопровождения детей с аутистическими нарушениями в соответствии с письмом Министерства образования от 25.07.2016 № 14-03-15/2620/дс определяется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). При этом в заключении ЦКРОиР указывается на необходимость сопровождения ребенка в индивидуальном порядке или в группе».

Более того, приняты меры финансовые меры обеспечения такого сопровождения:

Постановлением Совета Министров от 28.03.2016 № 250 утверждена Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, в которой определены основные направления и подробно расписаны меры реализации государственной политики в области образования и молодежной политики, одним из которых определено обеспечение развития инклюзивного образования.

Подпрограмма 3  ”Развитие системы специального образования“ содержит следующий пункт:

11. Обеспечение педагогического сопровождения детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе. На реализацию данной задачи в 2018 году из местного бюджета запланировано выделить 55 050 тыс. рублей.

В своем заключении ПМПК может рекомендовать  для ребенка индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение. Индивидуальное сопровождение означает, что специальный педагог работает только с одним ребенком; групповое — что он будет работать с несколькими детьми, как правило 2-3 ребенка.

Обратите внимание — в заключениях некоторые ЦКРОиР указывают «персональное сопровождение», подразумевая под этим групповое! В таких заключениях индивидуальное персональное сопровождение означает, что ставка специалиста выделяется на одного ребенка, а персональное сопровождение — на группу детей. В таких случаях, прежде чем подписать заключение, уточните, какого рода сопровождение вам предлагают.

При определении целесообразности педагогического сопровождения члены комиссии должны руководствоваться индивидуальными особенностями и потребностями ребенка в таком сопровождении, никак не финансовой обеспеченностью местного бюджета.


Несогласие с заключением ПМПК ⇒

Вы можете не согласиться с рекомендациями по образовательному маршруту вашего ребенка, которые  ПМПК указал в своем заключении.  В бланке заключения есть отдельная графа для вашей подписи и возможных комментариев. Вы можете просто указать «несогласен», можете дополнительно указать, почему вы несогласны. Ваш отказ подписывается председателем ПМПК, таким образом, он будет ознакомлен с причиной вашего отказа.


Мы надеемся, что данная информация окажется для вас полезной!